Создание модели информационно-образовательной среды |
В стратегии социально-экономического развития России на период до 2020 года определены задачи, направленные на обеспечение качества, доступности и эффективности образования.
Главной целью развития системы образования является обеспечение возможности каждому жителю получить вне зависимости от места проживания качественное и доступное образование на любом уровне, которое даст возможность получить профессию и достойно реализовать себя.
Однако на сегодняшний день есть небольшое количество сельских образовательных учреждений, успешно решающих эти проблемы. В основном это инновационные учреждения с хорошим финансированием, материальной базой и кадровым потенциалом.
Недостаточно полно представленный опыт внедрения электронного управления в сельской средней школе, говорит о том, что в этих школах есть комплекс затруднений со стороны администрации школы, - нет качественного методического сопровождения и соответствующей технической поддержки, недостаточно высокий интерес родителей к информационным возможностям участия в инновационном управлении образовательным процессом в школе.
В этом плане сельская школа п.Белореченск Омутнинского района Кировской области имеет достаточный опыт внедрения информационных технологий в различные процессы деятельности школы: управленческий, образовательный, воспитательный.
Школа – лауреат конкурсного отбора общеобразовательных учреждений Кировской области, внедряющих инновационные образовательные программы.
В школе был минимум необходимого оборудования и программного обеспечения, в том числе и управленческого. В школе работали преподаватели, способные квалифицировано использовать электронное управление образовательным учреждением, грамотно обслуживать компьютерное оборудование и программное обеспечение, использовать электронные образовательные ресурсы.
Тем не менее, на сегодняшний день возникла необходимость перейти на новый уровень информатизации, что связано с развитием информационных технологий, с возросшими потребностями участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей), с запросами общества и государства.
Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выход на проект «Создание модели информационно - образовательной среды электронной сельской школы на основе программного обеспечения ЦИТ «АВЕРС», который был реализован на базе МКОУ СОШ №10 п.Белореченск Омутнинского района. При подготовке данного проекта, были объединены усилия учебно-методического отдела Группы компаний «АВЕРС» и администрации школы.
Проект ориентирован на создание условий для перевода в новое качество управления образовательным учреждением, профессионального роста педагогов, развития информационной культуры учащихся.
Научное руководство проектом осуществлял Л.А. Чашников - сотрудник учебно - методического отдела ЦИТ Аверс, Заслуженный учитель РФ.
Была определена цель проекта: разработка, обоснование и экспериментальная проверка модели информационно-образовательной среды электронной сельской школы на основе программного обеспечения ЦИТ Аверс и повышение качества управления и образования через активное внедрение современных информационных технологий.
Среди задач проекта можно выделить:
- разработку методики создания «Электронной сельской школы»;
- введение современных систем оценивания учебных достижений школьников, введение новых форм отчетов, анализа и прогноза результатов обучения на основе современных информационных технологий;
- вовлечение родителей учащихся в образовательный процесс путем предоставления им своевременной, качественной информации об учебном процессе и учебных достижениях с использованием ИАС «АВЕРС: Электронный Классный Журнал»;
- создание новых возможностей для дополнительного образования с помощью Интернет и через электронное общение.
В школе была создана команда, которая способна реализовать данный проект, возглавляет ее директор школы Нина Петровна Белых. В состав команды входят: Г.В. Никанорова - координатор проекта, зам.директора по УВР, Е.Э.Кильмакова - зам.директора по ВР, Р.Я. Полушкина - учитель математики и информатики, Т.Н.Туриндина - председатель родительского комитета, Е.А.Колодкин - председатель ученического самоуправления, Р.А.Торопов – инженер-электроник, учителя - Н.В.Ларичева, О.В.Зворыгина, О.А. Черемискина, Е.Н.Белоглазова.
Комплекс программ ИАС «Аверс» состоит из следующих модулей:
- ИАС «АВЕРС: Управление образовательным учреждением (КРМ «Директор»).
- ИАС «АВЕРС: Электронный Классный Журнал»
- ИАС «АВЕРС: Расписание»
- ИАС «АВЕРС: Библиотека» Сенсорный информационный киоск
Создание электронной школы дает дополнительный стимул педагогам и администрации для использования в своей профессиональной деятельности новых информационных технологий.
Электронная школа выполняет несколько функций:
- функцию методического кабинета,
- функцию центра повышения квалификации,
- функцию зоны для подготовки к урокам,
- функцию банка данных;
- функцию работы с расписанием и ЭКЖ.
Продуктом проекта стал информационный центр школы (ИЦШ), состоящий из нескольких модулей:
1. Административный центр – это:
- Оборудованные рабочие места администрации, на которых установлены программы ИАС «АВЕРС: Директор», ИАС «АВЕРС: Расписание», ИАС «АВЕРС: Тарификация».
- Все компьютеры имеют выход в Интернет.
- Сенсорный информационный киоск в холле 1 этажа.
3. В информационный центр школы входят 2 кабинета информатики
4. Медиатека – включающая электронную библиотеку на базе ИАС «АВЕРС: Библиотека», большой выбор цифровых образовательных ресурсов с которыми можно работать из любой точки локальной сети, в том числе из учительской, и с рабочих мест учителей - предметников.
Решению данной задачи способствует сложившаяся система повышения квалификации в области ИКТ, включающая в себя три уровня:
Первый уровень - уровень образовательного учреждения, муниципальных методических служб и районных центров дистанционного обучения. На данном уровне происходит реализация программ повышения квалификации педагогов в области ИКТ, направленных на формирование ИКТ-грамотности.Для этого разработаны программы:
Второй уровень - уровень региональный, на котором происходит формирование ИКТ-компетентности учителей-предметников.
Третий уровень - уровень подготовки педагогических и других работников школ по использованию ПО в управлении образовательных учреждений реализуемый специалистами учебно- методического отдела Группы компа-ний АВЕРС.
- «Информационные технологии в управлении образованием»- про-грамма повышения квалификации руководителей учреждений общего образования (72ч.).
- Программа повышения квалификации «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника».
- «Основы работы с программой ИАС «АВЕРС: Электронный классный журнал» - программа повышения квалификации и подготовки педагогических кадров, имеющих опыт использования информационных технологий (18ч.).
- Учебно-методический комплекс «Работа с ИАС «АВЕРС: Директор».
- Учебно-методический комплекс «Работа с ИАС «АВЕРС: Электронный классный журнал».
- Вебинар «Работа с программой ИАС «АВЕРС: Директор».
- Вебинар «Работа с программой ИАС «АВЕРС: Электронный классный журнал».
- Вебинар «Установка и обновление программ ИАС «АВЕРС: Директор» и ИАС «АВЕРС: Электронный классный журнал».