Создание модели информационно-образовательной среды
электронной сельской школы на основе программного обеспечения ЦИТ Аверс

 

 

В стратегии социально-экономического развития России на период до 2020 года определены задачи, направленные на обеспечение качества, доступности и эффективности образования.

Главной целью развития системы образования является обеспечение возможности каждому жителю получить вне зависимости от места проживания качественное и доступное образование на любом уровне, которое даст возможность получить профессию и достойно реализовать себя.

Однако на сегодняшний день есть небольшое количество сельских образовательных учреждений, успешно решающих эти проблемы. В основном это инновационные учреждения с хорошим финансированием, материальной базой и кадровым потенциалом.

Недостаточно полно представленный опыт внедрения электронного управления в сельской средней школе,  говорит о том, что в этих школах есть комплекс затруднений со стороны администрации школы, -  нет качественного методического сопровождения и соответствующей технической поддержки, недостаточно высокий интерес родителей к информационным возможностям участия в инновационном управлении образовательным процессом в школе.     

В этом плане сельская школа п.Белореченск Омутнинского района Кировской области имеет достаточный опыт внедрения информационных технологий в различные процессы деятельности школы: управленческий, образовательный, воспитательный.

Школа – лауреат конкурсного отбора общеобразовательных учреждений Кировской области, внедряющих инновационные образовательные программы.

В школе был минимум необходимого оборудования и программного обеспечения, в том числе и управленческого. В школе работали преподаватели, способные квалифицировано использовать электронное управление образовательным учреждением, грамотно обслуживать компьютерное оборудование и программное обеспечение, использовать электронные образовательные ресурсы.

Тем не менее, на сегодняшний день возникла необходимость перейти на новый уровень информатизации, что связано с развитием информационных технологий, с возросшими потребностями участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей), с запросами общества и государства.

Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выход на проект «Создание модели информационно - образовательной среды электронной сельской школы на основе программного обеспечения ЦИТ «АВЕРС», который был реализован на базе МКОУ СОШ №10 п.Белореченск Омутнинского района. При подготовке данного проекта, были объединены усилия учебно-методического отдела Группы компаний «АВЕРС» и администрации школы.

Проект ориентирован на создание условий для перевода в новое качество управления образовательным учреждением, профессионального роста педагогов, развития информационной культуры учащихся.

Научное руководство проектом осуществлял Л.А. Чашников - сотрудник учебно - методического отдела ЦИТ Аверс, Заслуженный учитель РФ.  

Была определена цель проекта: разработка, обоснование и экспериментальная проверка модели информационно-образовательной среды электронной сельской школы на основе программного обеспечения ЦИТ Аверс и повышение качества управления и образования через активное внедрение современных информационных технологий.  

Среди задач проекта можно выделить:

  • разработку методики создания «Электронной сельской школы»;
  • введение современных систем оценивания учебных достижений школьников, введение новых форм отчетов, анализа и прогноза результатов  обучения на основе современных информационных технологий;
  • вовлечение родителей учащихся в образовательный процесс путем предоставления им своевременной, качественной информации об учебном процессе и учебных достижениях с использованием ИАС «АВЕРС: Электронный Классный Журнал»;
  • создание новых возможностей для дополнительного образования с помощью Интернет и через электронное общение.
  Участники проекта
В школе была создана команда, которая способна реализовать данный проект, возглавляет ее директор школы Нина Петровна Белых. В состав команды входят: Г.В. Никанорова - координатор проекта, зам.директора по УВР, Е.Э.Кильмакова - зам.директора по ВР, Р.Я. Полушкина - учитель математики и информатики, Т.Н.Туриндина - председатель родительского комитета, Е.А.Колодкин - председатель ученического самоуправления, Р.А.Торопов – инженер-электроник, учителя - Н.В.Ларичева, О.В.Зворыгина, О.А. Черемискина, Е.Н.Белоглазова.
 
На наш взгляд, программный продукт, который наиболее полно отвечает всем аспектам информатизации современной школы, - это система ИАС «АВЕРС: Директор», разработанная научно-производственным предприятием ЦИТ Аверс Группы Компаний АВЕРС успешно работающая в сотнях школах России.   
 
Внедрение в школе комплексной информационной системы ИАС «АВЕРС: Директор», позволяет не только решить старые педагогические задачи, но и осмыслить и поставить перед собой новые задачи, ранее просто недоступные, и формировать новые стандарты современной школы. Поэтому ИАС «АВЕРС: Директор» можно считать школьной информационной системой не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.  

 
Основные компоненты «Цифровой школы»
 

 
 
Комплекс программ ИАС «Аверс» состоит из следующих модулей:
  • ИАС «АВЕРС: Управление образовательным учреждением (КРМ «Директор»).
  • ИАС «АВЕРС: Электронный Классный Журнал»
  • ИАС «АВЕРС: Расписание»
  • ИАС «АВЕРС: Библиотека» Сенсорный информационный киоск  
 
Локальная компьютерная сеть объединяет компьютеры в пределах всего здания учебного учреждения. Позволяет получить доступ к базам данным ИАС «АВЕРС: Директор», к «Медиатеке», доступ в Интернет с любого компьютера в школе, подключенного к локальной компьютерной сети.
 
Большинство классов оснащены мультимедийным проектором и экраном, либо интерактивной доской. У учителей появились Компьютеризированные Рабочие Места (КРМ), имеется возможность не только подготовки к занятиям, но и ведения электронного классного журнала, заполнения электронных дневников учащихся.
 
Для обеспечения образовательного процесса в школе созданы 2 специализированных компьютерных класса.
Для более широкого и эффективного доступа к информации об образовательной и общественной деятельности учебного учреждения оборудован «Интерактивный холл».
Это решение реализуется на основе сенсорного информационного киоска, расположенного на 1 этаже учебного здания. Источником информации служит программа «Директор». С помощью интерактивного дисплея учащиеся и их родители могут ознакомиться с расписанием занятий, факультативов, с расписанием секций и любой другой необходимой информацией.  
Создан школьный сайт для поддержки процесса информатизации в образовательном учреждении.
Электронная сельская школа - это, на первый взгляд, обычная школа с внедренными информационными и коммуникационными технологиями. Но электронная сельская школа - это не только реализация Интернет-технологий, мобильные классы, интерактивные панели, доски, проекторы - это еще и высококвалифицированный и подготовленный персонал.
Создание электронной школы дает дополнительный стимул педагогам и администрации для использования в своей профессиональной деятельности новых информационных технологий.
Электронная школа  выполняет несколько функций:
  • функцию методического кабинета,
  • функцию центра повышения квалификации,
  • функцию зоны для подготовки к урокам,
  • функцию банка данных;
  • функцию работы с расписанием и ЭКЖ.
Кроме этого необходимо учитывать специфику школы, которая находится в сельской местности и является единственным местом, где сосредоточены информационные ресурсы и возможности работы с информационными технологиями.

Продуктом проекта стал информационный центр школы (ИЦШ), состоящий из нескольких модулей:
1. Административный центр – это:
  • Оборудованные рабочие места администрации, на которых установлены программы ИАС «АВЕРС: Директор», ИАС «АВЕРС: Расписание», ИАС «АВЕРС: Тарификация».
  • Все компьютеры имеют выход в Интернет.
  • Сенсорный информационный киоск в холле 1 этажа.
2. В учебных кабинетах оборудованы компьютеризированные рабочие места учителей, установлена программа ИАС «АВЕРС: ЭКЖ». Кабинеты оснащены мультимедийным проектором и экраном, либо интерактивной доской.
3. В информационный центр школы  входят 2 кабинета информатики
4. Медиатека – включающая электронную библиотеку на базе ИАС «АВЕРС: Библиотека», большой выбор цифровых образовательных ресурсов с которыми можно работать из любой точки локальной сети, в том числе из учительской, и с рабочих мест учителей - предметников.
 
  
 
Реализация проекта «Создание модели информационно - образовательной среды электронной сельской школы на основе программного обеспечения ИВЦ «АВЕРС» напрямую зависит от уровня компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала образовательного учреждения, их готовности и желания участвовать в создании новой школы с ИКТ-насышенной средой. Важнейшей задачей становится подготовка работников школы к использованию информационных технологий.
Решению данной задачи способствует сложившаяся система повышения квалификации в области ИКТ, включающая в себя три уровня:
Первый уровень - уровень образовательного учреждения, муниципальных методических служб и районных центров дистанционного обучения. На данном уровне происходит реализация программ повышения квалификации педагогов в области ИКТ, направленных на формирование ИКТ-грамотности.
Второй уровень - уровень региональный, на котором происходит формирование ИКТ-компетентности учителей-предметников.
Третий уровень - уровень подготовки педагогических и других работников школ по использованию ПО в управлении образовательных учреждений реализуемый специалистами учебно- методического отдела Группы компа-ний АВЕРС.
Для этого разработаны программы:
  • «Информационные технологии в управлении образованием»- про-грамма повышения квалификации руководителей учреждений общего образования (72ч.).
  • Программа повышения квалификации «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника».
  • «Основы работы с программой ИАС «АВЕРС: Электронный классный журнал» - программа повышения квалификации и подготовки педагогических кадров, имеющих опыт использования информационных технологий (18ч.).
созданы учебно-методические комплексы:
  • Учебно-методический комплекс «Работа с ИАС «АВЕРС: Директор».
  • Учебно-методический комплекс «Работа с ИАС «АВЕРС: Электронный классный журнал».
сотрудниками учебно-методического отдела ИВЦ "Аверс" проводятся вебинары, конференции, консультации:
  • Вебинар «Работа с программой ИАС «АВЕРС: Директор».
  • Вебинар «Работа с программой ИАС «АВЕРС: Электронный классный журнал».
  • Вебинар «Установка и обновление программ ИАС «АВЕРС: Директор» и ИАС «АВЕРС: Электронный классный журнал».
Разработан План реализации проекта «Создание модели информационно - образовательной среды электронной сельской школы на основе программного обеспечения ИВЦ «АВЕРС», с указание ответственных лиц за выполнение каждого пункта и полученных результатов.